На сайте используются файлы cookie
Оставаясь на сайте, вы выражаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой АО «ДОМ.РФ»
Только за последние 4 года в нашей стране было заявлено строительство более 20 новых городов. Колумнист «Среды для жизни» Александр Антонов продолжает исследование этой темы, и если в первой части статьи он рассматривал несколько волн создания новых городов в постсоветской России и наиболее интересные проекты (такие как Иннополис и Доброград), то во второй части анализируются мотивы создания новых городских образований и новая генерация совсем свежих концепций.
Новые российские города XIX и XX веков возникали, как правило, в результате освоения территории страны и обеспечивали какие-то большие индустриальные или транспортные проекты. Так было и при покорении Сибири 200 лет назад, и в эпоху первых пятилеток, и при восстановлении СССР после Великой отечественной войны, и во времена развития нефтегазового комплекса.
Сегодня идея нового города основывается не на необходимости расселить людей в конкретном месте для работы на близлежащем заводе, а на мечте. Мечте о совершенно новом качестве жизни, которого не могут предоставить города «старые». Ключевые элементы нового качества жизни – экологичность, комфорт, технократичность, выраженная в спектре решений под брендом смарт-сити, а также социальное единение горожан в форме различного рода «сообществ».
При этом новые города появляются не в холодных или пустынных землях в целях «освоения» и «закрепления», а на вполне обжитых территориях с хорошим климатом и транспортной доступностью.
Исторически города привлекали людей тем, что в них можно было заработать, построить карьеру, удачно выйти замуж или затеряться в толпе, в конце концов. Новые города создаются, скорее, чтобы новый горожанин свои деньги тратил, получая в обмен некие нематериальные блага – «чилил», одним словом. В противоход идее затеряться, создатели новых городов предлагают включиться в городское сообщество, занять проактивную позицию. Хотя и в этом ряду есть исключения.
«Концепции новых городов эксплуатируют идею противопоставления городам существующим. И хотя ничего особо инновационного экспериментальные градостроители пока не предложили, идея города особого, доселе не реализованного и осязаемо «более лучшего», чем соседи-аналоги, является основной движущей силой несчетных проектов нового российского урбанизма».
Демографическая тема вышла сейчас на первое место в государственной политике. И существует устойчивое представление о том, что проживание в сельских населенных пунктах способствует высокой рождаемости. Увы, этот миф не совсем соответствует действительности – уровень рождаемости в сельской местности в целом уже ниже, чем в городах (хотя количество детей, приходящихся на одну селянку в фертильном возрасте все еще выше, чем на одну горожанку – просто на селе больше людей старшего поколения).
Синергия между градосозиданием (градостроительством это назвать рано – из десятков задуманных городов до начала стройки пока добрались единицы) и демографическим вызовом не заставила себя ждать. Новые города теперь подаются как особый элемент расселения, который будет сочетать преимущества села и города и, тем самым, волшебным образом поднимет рождаемость. Эта тема звучит все громче: вот и Владимир Седов рассказывает (не только на Госсовете), что в Доброграде коэффициент семейности заметно выше, чем в среднем по стране, а одна из секций «Архипелага», организованного АСИ прошлым летом, была посвящена семейноцентричным городам.
Уже после выхода первой части статьи в мою коллекцию новых российских городов добавился еще один – Менделеевград. Это город многодетного будущего, где идея «поселения для воспроизводства населения» доведена до абсолюта. Правда, на город это не очень похоже – это скорее район Великого Новгорода с гипертрофированной демографией. Как и у многих новых городов, идею сопровождают красивые картинки, генеральный план и проекты домов. Но никакой экономической модели, кроме государственных дотаций и благотворительности, за ним не стоит.
Инициаторами градосозидания сегодня выступают либо государственные структуры, либо частные лица. Корпоративных новых городов мы практически не наблюдаем. Крупным российским компаниям — сырьевым, добывающим, нефтегазовым — хватает затрат на улучшение качества среды в существующих городах. Если и случается запустить шахту или рудник вдалеке от населенных пунктов, выбирается вахтовый режим освоения.
Примером того, что прежняя концепция нового «города при заводе» ушла в прошлое, стал «город, который не смог» – Усть-Луга. Один из крупнейших российских логистических проектов (тысячи, если не десятки тысяч рабочих мест, стабильный рост портового хозяйства и сопутствующих производств) — и никакого развития ближайшего населенного пункта. В сети ходит информация, что в Усть-Луге планировался город чуть ли не на 60 тысяч жителей, но ни проектов, ни документальных доказательств этому нет. В небольшом поселке Усть-Луга построено несколько многоэтажных домов — на этом развитие городской среды остановилось. Вероятно, с экономической точки зрения выгоднее использовать в порту труд вахтовиков, не нуждающихся ни в комфортном жилье, ни в социальной инфраструктуре. Хотя ближайший к порту Кингисепп показал хороший рост в межпереписной период с 2010 года.
Одну из групп новых городов можно назвать государственными. К ним, например, относятся Магас и Иннополис (о них в первой части статьи), а также Экополис Корсаков на Сахалине и Спутник близ Владивостока. Создание большинства туристических дестинаций со своими городами — также бюджетная инициатива, идущая либо с федерального уровня (города в рамках проекта «Пять морей и озеро Байкал», в частности, Белая Дюна и Новая Анапа), либо от властей субъекта РФ: новые туристические города Крыма или Солнечная долина в Кавминводах.
«Неудивительно, что первыми из новых городов в 2020-е стартовали — с подачи властей — именно дальневосточные Спутник и Корсаков. Среди инициаторов – Минвостокразвития, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), правительство Сахалинской области. При этом фактическое строительство в них уже начали привлеченные девелоперские компании. Так что оба города обещают стать еще и проверкой возможностей государственно-частного партнерства при реализации подобных проектов».
Спутник активно присутствовал в информационном поле в 2023-24 годах. Питерским институтом НИИ ПГ был подготовлен мастер-план, в июле 2023 года распоряжением Минвостокразвития была утверждена документация по планировке территории «на земельные участки города-спутника Владивостока». В феврале 2024 года появилась странная информация о том, что «Спутник Владивостока решили не делать отдельным городом». Правда позже – в сентябре, когда КРДВ объявила отбор инвесторов, готовых принять участие в создании этого проекта, — его опять назвали городом-спутником. В 2025 году никаких официальных новостей про «Спутник» не появлялось.
Тем временем компания DNS-девелопмент разработала свой мастер-план проекта DNS-сити на 25 тысяч человек и уже построила несколько домов. Это обособленный фрагмент города «Спутник», расположенный в его северо-восточной части. Самостоятельным городом DNS-сити быть не собирался и может рассматриваться лишь как крупный жилой район. Причем далеко не центральный.
Похожая история развивается на Сахалине. Конкурс на разработку мастер-плана экополиса Корсаков прошел в 2021 году. Решения мастер-плана определенным образом учтены при внесении изменений в градостроительную документацию, но основное внимание сейчас – стартовому проекту жилой застройки. В рамках программы «Дальневосточный квартал» Группа «Самолет» летом 2024 года начала строительство высокоплотного многоэтажного жилого комплекса «Сердце Сaхaлинa». Проект рассчитан до 2029 года. Пока ничего особо «экологичного» или соответствующего названию «экополис» в нем не просматривается.
Со стороны государства Экополис курируют те же Минвостокразвития и КРДВ. Превратится ли девелоперский проект в самостоятельный город или останется отдаленным пригородом сегодняшнего Корсакова – зависит от множества факторов, прежде всего экономических. Но стартовые условия и у DNS-девелопмента, и у «Самолета» чуть лучше, чем потенциальных новых городах в центральной России – и в силу внимания государства к региону, и с учетом действующей двухпроцентной дальневосточной ипотеки.
Самый известный и пока что единственный условно частный город – это, конечно, Доброград. Но проектов такого рода заявлено уже немало. Назовем эту категорию городов «авторскими». На звание авторского города претендует и челябинский пригородный проект L-town Василия Курбацких. Также о создании собственных городов в прошлом году заявили экс-владелец компании «Мортон» Александр Ручьев («Чита-2») и барнаульский предприниматель Евгений Вдовин («Большая Майма» в Горно-Алтайском АО). В 2025 году об этих грандиозных проектах мы ничего не слышали, зато практически готов проект авторского города «Лукомор’е» недалеко от Светлогорска — от Виктора Иванюка и калининградской компании «Русская Европа».
Частные градостроители – люди прагматичные. Трезво оценивая свои возможности и ресурс платежеспособных будущих горожан, они обычно заявляют города не очень большие – численностью 10-20 тысяч жителей. Поэтому в категорию авторских городов можно отнести и крупные малоэтажные поселки — такие, например, как Городец недалеко от Костромы.
Талантливые предприниматели умеют из всего делать деньги и уже пытаются зарабатывать не только градостроительством, но продажей самой идеи с обучением. В 2023 году известный миллиардер Игорь Рыбаков вместе с тем самым Василием Курбацких создали компанию «Город будущего» и заявили, что планируют построить около ста городов за десять лет. В 2024 году Рыбаков даже выкупил участок площадью 90 га недалеко от Москвы. С тех пор про сам город ничего не слышно, зато в конце того же года Глобальный университет Рыбакова и Физтех запустили новый научно-образовательный центр «Города будущего». Уже в мае НОЦ приглашает всех на образовательную программу создания новых городов, где к авторам идеи в качестве преподавателей присоединятся создатель Доброграда Владимир Седов, урбанист Свят Мурунов, философ и футурист Сергей Переслегин и другие эксперты. Для тех, кто мечтает создавать города, полмиллиона рублей за обучение – вполне недорого.
Вы скажете, что в эту же категорию частных городов можно добавить и девелоперские проекты. Городами должны были стать КУБ-А в Краснодаре или Новая Тамань девелоперской компании «Самолет». Но не стали. У девелоперов в лучшем случае получается очень большие микрорайоны; в полноценный город они не складываются. Нет искры! Зато девелоперы, похоже находят симбиоз с «государевым» градосозиданием, о чем свидетельствуют запущенные проекты на Дальнем Востоке.
С точки зрения управления сегодня и частным, и девелоперским городам предлагается лишь одно решение – стать ординарным муниципалитетом. По этому пути пошел Доброград, получивший статус городского поселения и поселка городского типа. Сохранит ли такой путь авторскую концепцию или она растворится в муниципальном законодательстве? Пока вопрос. Особенно в перспективе 20-30 лет, когда сам автор лично уже не сможет контролировать реализацию проекта.
«В 2009 году американский экономист Пол Ромер выдвинул концепцию чартерного города — модели урбанизации с особым правовым статусом, собственным уставом и высокой автономией. Концепция предлагается прежде всего для стран с быстрой урбанизацией для тестирования инновационных подходов в планировании и управлении, придания импульса экономическому развитию и повышения конкурентоспособности поселений».
В какой-то степени уже сегодня чартерными городами можно признать многие города-государства, такие как Сингапур или Дубай. Проекты таких городов реализуются в Индии, Гондурасе, есть примеры и в США. Для запуска проекта чартерного города важно доверие властей, государственно-частное партнерство, ответственное отношение вовлеченных частных компаний и горожан.
Звучит очень актуально для российских проектов новых городов. В стратегии пространственного развития России до 2036 года зафиксировано понятие Нового экспериментального населенного пункта, «в котором реализуются новые подходы в сфере демографии, жилищного строительства, экономического, научно-технологического развития и иных сферах». Причем про инновации в управлении ничего не сказано.
Возможно ли создать экспериментальный населенный пункт в существующей системе, не переосмыслив взаимоотношения горожан, землевладельцев, бизнеса и различных уровней власти? Скорее всего, для этого понадобятся новые модели управления и присвоения города. Возможно, федеральному законодателю пора задуматься о формировании правовой базы российских чартерных городов – немножко ослабить рамку единообразия и вертикали, закрепив в правовом поле право на эксперимент.
Для нового города маловато одного желания, бесконечных лоббистских и финансовых возможностей – еще нужны знания и умения. Их пока явно не хватает. Сегодня большинство градосозиздателей после заключения стратегического соглашения с властями региона начинают «проект» с дюжины картинок, часто сгенерированных ИИ, или с вброса масштабных цифр о десятках тысяч жителей и триллионных затратах. Внимание прессы обеспечено, и кажется, что успешный проект уже стартовал. Стоит ли задумываться об экономической основе города, его роли в системе расселения, коммунальной и инженерной инфраструктурах, вписывании дорожной сети в систему федеральных и региональных дорог и прочих скучных прагматических вещах? Достаточно показать волшебную архитектуру и лоббировать господдержку.
Однако ИИ пока не научился согласовывать и утверждать изменения в генеральном плане, переводить землю сельхозназначения в земли населенного пункта, выбивать лимиты на подключение инженерных сетей и бюджетное финансирование на строительство инфраструктуры. И потому часто дальше красивых картинок новые города не продвигаются.
Примеры? Проект поселения Городец близ Костромы ведет свою историю с 2008 года. У него есть сайт, страница в ВК, мастер-план, яркий пиар и поддержка лоббистов. При этом за 17 лет девелопер не смог перевести сельхозземли в населенный пункт.
«Насколько же реальны планы строительства новых городов в сегодняшней ситуации высокой ключевой ставки, резкого сокращения ипотечного кредитования, и – главное – при нашей демографии? Авторы и сторонники новых городов не любят подобных острых вопросов».
В отличие от периода великих советских строек и освоения нефтегазоносных регионов Сибири, когда переезд в новый город предоставлял возможности карьерного роста и серьезного заработка, сегодня новые города рассчитывают, что их горожане будут в первую очередь тратить свои деньги на приобретение жилья и жизненных комфорт, зарабатывая их «экстерриториальными» способами – например, на «удаленке».
Однако количество таких потенциальных «новых горожан» внутри России сократилось. Мы также не можем рассчитывать на заметный рост притока жителей и финансов из дружественных стран ближнего круга. Остались немногочисленные инвесторы, которые традиционно в неспокойные времена пытаются пристроить свои средства в недвижимости, да молодые семьи, для которых пока еще действует льготная ипотека. И еще два стратегических региона, которые заинтересованы в прекращении оттока населения, не говоря уже о его росте, — Дальний Восток и Арктика (там действует другая, еще более льготная ипотека с очень привлекательными условиями). Для старта серьезных проектов — условия довольно зыбкие и полные рисков.
С другой стороны, в России города нужны. Плотность городской сети в стране явно недостаточна. Оставляя приоритет за развитием существующих малых городов, несложно найти локации и даже экономическую целесообразность для пары десятков новых точек урбанистического роста в разных регионах страны. Население для них, конечно, сегодня найти тяжелее, но здесь тоже, вероятно, могут быть механизмы, о которых стоит поразмышлять отдельно.
Однако на поверку выходит, что большинство новых городов по сути на звание самостоятельного города не претендуют. Они заявляются либо как города-спутники, либо и вовсе как отдельные окраинные жилые районы существующих городов. К примеру, автор одного из самых необычных по архитектуре новых урбанистических проектов L-Town Василий Курбацких говорит, что в основе его города лежала задача, чтобы люди оставались в родном Челябинске, а не уезжали из него. L-таун позиционируется даже не как город-спутник, а как самодостаточный район мегаполиса, где все необходимое есть в пешеходной доступности (когда был задуман L-таун, концепция 15-минутного города еще только начинала свое триумфальное маркетинговое продвижение).
Чита-2 и Новая Майма (Горно-Алтайск), Южный (Санкт-Петербург) и «Арктика-парк» (Архангельск), воронежский «Солнечный» и томский «Элеонор Эмеральд Смарт Сити» – это, по большому счету, замаскированное расползание существующих мегаполисов и городов поменьше. Свидетельство неумения работать с существующей городской тканью. Какого-либо качественного вклада в развитие урбанизированной сети России эти новые города не дадут.
«Причина провалов большинства новых городов – это попытка действий в прагматичной бизнес-парадигме: купил землю – построил – распродал – ушел с деньгами. Но так можно построить одинаковые многоэтажные кварталы на окраинах, но не Город».
Одним из необходимых условий успеха нового города является креативный индивидуальный подход увлеченных людей, у которых по счастливому совпадению нашлись еще и деньги, чтобы оставить о себе память в будущих поколениях. Однако пока рано говорить о Доброграде, Иннополисе или L-тауне, и, тем более, о десятках проектов, которые пока на бумаге, как о состоявшихся успешных городах. Кто-то из них так и не дойдет до стадии строительства, кто-то уже последовательно реализуется в интересном направлении; но будет ли это направление конструктивным и успешным – покажут ближайшие 15-20 лет.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 - ФЗ «О персональных данных», продолжая работу на сайте https://средадляжизни.рф (далее – Сайт), выражаю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) (далее – Оператор), на автоматизированную обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее – Обработка), моих персональных данных в следующем составе: имя, фамилия, e-mail, технические данные, которые автоматически передаются устройством, с помощью которого используется Сайт, в том числе: технические характеристики устройства, IP-адрес, информация, сохраненная в файлах «cookies», информация о браузере, дате и времени доступа к Сайту, длительность пребывания на Сайте, сведения о поведении и активности на Сайте в целях улучшения работы Сайта, совершенствования продуктов и услуг Оператора, а также определения предпочтений пользователей, в том числе с использованием метрической программы Яндекс.Метрика.
Я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на обработку моих персональных данных ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован(а) о необходимости прекратить использование Сайта или отключить файлы «cookies» в настройках браузера.
Настоящее согласие действует в течение 1 года с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного заявления в адрес Оператора посредством почтовой связи.
Настоящим я, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, noreply@xn--80ahbbiggbxxyl2q.xn--p1ai) (далее – Оператор) на обработку, а именно: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение (далее - Обработка) моих персональных данных в следующем составе:
• имя
• фамилия
как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств, в целях направления мне материалов и сообщений рекламного и/или информационного характера об услугах/продуктах Оператора, ссылок для прохождения онлайн опросов и тестов в сети Интернет (включая сообщения по электронной почте).
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на Обработку моих персональных данных, в указанной в настоящем согласии цели, следующим организациям: ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
Настоящее согласие действует в течение 5 (пяти) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.