Александр Антонов: «Новые города в постсоветской России. Часть 2»

Александр Антонов: «Новые города в постсоветской России. Часть 2»

Только за последние 4 года в нашей стране было заявлено строительство более 20 новых городов. Колумнист «Среды для жизни» Александр Антонов продолжает исследование этой темы, и если в первой части статьи он рассматривал несколько волн создания новых городов в постсоветской России и наиболее интересные проекты (такие как Иннополис и Доброград), то во второй части анализируются мотивы создания новых городских образований и новая генерация совсем свежих концепций.

От стратегических целей страны к мечте о лучшей жизни

Новые российские города XIX и XX веков возникали, как правило, в результате освоения территории страны и обеспечивали какие-то большие индустриальные или транспортные проекты. Так было и при покорении Сибири 200 лет назад, и в эпоху первых пятилеток, и при восстановлении СССР после Великой отечественной войны, и во времена развития нефтегазового комплекса. 

Сегодня идея нового города основывается не на необходимости расселить людей в конкретном месте для работы на близлежащем заводе, а на мечте. Мечте о совершенно новом качестве жизни, которого не могут предоставить города «старые». Ключевые элементы нового качества жизни – экологичность, комфорт, технократичность, выраженная в спектре решений под брендом смарт-сити, а также социальное единение горожан в форме различного рода «сообществ».

При этом новые города появляются не в холодных или пустынных землях в целях «освоения» и «закрепления», а на вполне обжитых территориях с хорошим климатом и транспортной доступностью.

Семейноцентричные города вместо промышленных

Исторически города привлекали людей тем, что в них можно было заработать, построить карьеру, удачно выйти замуж или затеряться в толпе, в конце концов. Новые города создаются, скорее, чтобы новый горожанин свои деньги тратил, получая в обмен некие нематериальные блага – «чилил», одним словом. В противоход идее затеряться, создатели новых городов предлагают включиться в городское сообщество, занять проактивную позицию. Хотя и в этом ряду есть исключения.

Александр Антонов

«Концепции новых городов эксплуатируют идею противопоставления городам существующим. И хотя ничего особо инновационного экспериментальные градостроители пока не предложили, идея города особого, доселе не реализованного и осязаемо «более лучшего», чем соседи-аналоги, является основной движущей силой несчетных проектов нового российского урбанизма».

Демографическая тема вышла сейчас на первое место в государственной политике. И существует устойчивое представление о том, что проживание в сельских населенных пунктах способствует высокой рождаемости. Увы, этот миф не совсем соответствует действительности – уровень рождаемости в сельской местности в целом уже ниже, чем в городах (хотя количество детей, приходящихся на одну селянку в фертильном возрасте все еще выше, чем на одну горожанку – просто на селе больше людей старшего поколения).

Синергия между градосозиданием (градостроительством это назвать рано – из десятков задуманных городов до начала стройки пока добрались единицы) и демографическим вызовом не заставила себя ждать. Новые города теперь подаются как особый элемент расселения, который будет сочетать преимущества села и города и, тем самым, волшебным образом поднимет рождаемость. Эта тема звучит все громче: вот и Владимир Седов рассказывает (не только на Госсовете), что в Доброграде коэффициент семейности заметно выше, чем в среднем по стране, а одна из секций «Архипелага», организованного АСИ прошлым летом, была посвящена семейноцентричным городам.

Доброград позиционируется как семейноцентричный город

Уже после выхода первой части статьи в мою коллекцию новых российских городов добавился еще один – Менделеевград. Это город многодетного будущего, где идея «поселения для воспроизводства населения» доведена до абсолюта. Правда, на город это не очень похоже – это скорее район Великого Новгорода с гипертрофированной демографией. Как и у многих новых городов, идею сопровождают красивые картинки, генеральный план и проекты домов. Но никакой экономической модели, кроме государственных дотаций и благотворительности, за ним не стоит.

Инициаторами градосозидания сегодня выступают либо государственные структуры, либо частные лица. Корпоративных новых городов мы практически не наблюдаем. Крупным российским компаниям — сырьевым, добывающим, нефтегазовым — хватает затрат на улучшение качества среды в существующих городах. Если и случается запустить шахту или рудник вдалеке от населенных пунктов, выбирается вахтовый режим освоения.

Примером того, что прежняя концепция нового «города при заводе» ушла в прошлое, стал «город, который не смог» – Усть-Луга. Один из крупнейших российских логистических проектов (тысячи, если не десятки тысяч рабочих мест, стабильный рост портового хозяйства и сопутствующих производств) — и никакого развития ближайшего населенного пункта. В сети ходит информация, что в Усть-Луге планировался город чуть ли не на 60 тысяч жителей, но ни проектов, ни документальных доказательств этому нет. В небольшом поселке Усть-Луга построено несколько многоэтажных домов — на этом развитие городской среды остановилось. Вероятно, с экономической точки зрения выгоднее использовать в порту труд вахтовиков, не нуждающихся ни в комфортном жилье, ни в социальной инфраструктуре. Хотя ближайший к порту Кингисепп показал хороший рост в межпереписной период с 2010 года.

Новый город Спутник недалеко от Владивостока

«Государевы города»

Одну из групп новых городов можно назвать государственными. К ним, например, относятся Магас и Иннополис (о них в первой части статьи), а также Экополис Корсаков на Сахалине и Спутник близ Владивостока. Создание большинства туристических дестинаций со своими городами — также бюджетная инициатива, идущая либо с федерального уровня (города в рамках проекта «Пять морей и озеро Байкал», в частности, Белая Дюна и Новая Анапа), либо от властей субъекта РФ: новые туристические города Крыма или Солнечная долина в Кавминводах.

«Неудивительно, что первыми из новых городов в 2020-е стартовали — с подачи властей — именно дальневосточные Спутник и Корсаков. Среди инициаторов – Минвостокразвития, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), правительство Сахалинской области. При этом фактическое строительство в них уже начали привлеченные девелоперские компании. Так что оба города обещают стать еще и проверкой возможностей государственно-частного партнерства при реализации подобных проектов».

Спутник активно присутствовал в информационном поле в 2023-24 годах. Питерским институтом НИИ ПГ был подготовлен мастер-план, в июле 2023 года распоряжением Минвостокразвития была утверждена документация по планировке территории «на земельные участки города-спутника Владивостока». В феврале 2024 года появилась странная информация о том, что «Спутник Владивостока решили не делать отдельным городом». Правда позже – в сентябре, когда КРДВ объявила отбор инвесторов, готовых принять участие в создании этого проекта, — его опять назвали городом-спутником. В 2025 году никаких официальных новостей про «Спутник» не появлялось.

Тем временем компания DNS-девелопмент разработала свой мастер-план проекта DNS-сити на 25 тысяч человек и уже построила несколько домов. Это обособленный фрагмент города «Спутник», расположенный в его северо-восточной части. Самостоятельным городом DNS-сити быть не собирался и может рассматриваться лишь как крупный жилой район. Причем далеко не центральный.

Планируется, что в DNS Сити в будущем будет проживать 25 000 человек. Сейчас построены первые жилые дома.

Похожая история развивается на Сахалине. Конкурс на разработку мастер-плана экополиса Корсаков прошел в 2021 году. Решения мастер-плана определенным образом учтены при внесении изменений в градостроительную документацию, но основное внимание сейчас – стартовому проекту жилой застройки. В рамках программы «Дальневосточный квартал» Группа «Самолет» летом 2024 года начала строительство высокоплотного многоэтажного жилого комплекса «Сердце Сaхaлинa». Проект рассчитан до 2029 года. Пока ничего особо «экологичного» или соответствующего названию «экополис» в нем не просматривается.

Со стороны государства Экополис курируют те же Минвостокразвития и КРДВ. Превратится ли девелоперский проект в самостоятельный город или останется отдаленным пригородом сегодняшнего Корсакова – зависит от множества факторов, прежде всего экономических. Но стартовые условия и у DNS-девелопмента, и у «Самолета» чуть лучше, чем потенциальных новых городах в центральной России – и в силу внимания государства к региону, и с учетом действующей двухпроцентной дальневосточной ипотеки.

Частные города — чартерные города?

Самый известный и пока что единственный условно частный город – это, конечно, Доброград. Но проектов такого рода заявлено уже немало. Назовем эту категорию городов «авторскими». На звание авторского города претендует и челябинский пригородный проект L-town Василия Курбацких. Также о создании собственных городов в прошлом году заявили экс-владелец компании «Мортон» Александр Ручьев («Чита-2») и барнаульский предприниматель Евгений Вдовин («Большая Майма» в Горно-Алтайском АО). В 2025 году об этих грандиозных проектах мы ничего не слышали, зато практически готов проект авторского города «Лукомор’е» недалеко от Светлогорска — от Виктора Иванюка и калининградской компании «Русская Европа».

Проект нового города «Большая Майма» на Алтае

Частные градостроители – люди прагматичные. Трезво оценивая свои возможности и ресурс платежеспособных будущих горожан, они обычно заявляют города не очень большие – численностью 10-20 тысяч жителей. Поэтому в категорию авторских городов можно отнести и крупные малоэтажные поселки — такие, например, как Городец недалеко от Костромы.

Талантливые предприниматели умеют из всего делать деньги и уже пытаются зарабатывать не только градостроительством, но продажей самой идеи с обучением. В 2023 году известный миллиардер Игорь Рыбаков вместе с тем самым Василием Курбацких создали компанию «Город будущего» и заявили, что планируют построить около ста городов за десять лет. В 2024 году Рыбаков даже выкупил участок площадью 90 га недалеко от Москвы. С тех пор про сам город ничего не слышно, зато в конце того же года Глобальный университет Рыбакова и Физтех запустили новый научно-образовательный центр «Города будущего». Уже в мае НОЦ приглашает всех на образовательную программу создания новых городов, где к авторам идеи в качестве преподавателей присоединятся создатель Доброграда Владимир Седов, урбанист Свят Мурунов, философ и футурист Сергей Переслегин и другие эксперты. Для тех, кто мечтает создавать города, полмиллиона рублей за обучение – вполне недорого.

Фото: Александр Антонов
Миллиардер Игорь Рыбаков и инициатор проекта L-Town Василий Курбацких хотят не только создавать новые города, но и учить этому других

Вы скажете, что в эту же категорию частных городов можно добавить и девелоперские проекты. Городами должны были стать КУБ-А в Краснодаре или Новая Тамань девелоперской компании «Самолет». Но не стали. У девелоперов в лучшем случае получается очень большие микрорайоны; в полноценный город они не складываются. Нет искры! Зато девелоперы, похоже находят симбиоз с «государевым» градосозиданием, о чем свидетельствуют запущенные проекты на Дальнем Востоке.

С точки зрения управления сегодня и частным, и девелоперским городам предлагается лишь одно решение – стать ординарным муниципалитетом. По этому пути пошел Доброград, получивший статус городского поселения и поселка городского типа. Сохранит ли такой путь авторскую концепцию или она растворится в муниципальном законодательстве? Пока вопрос. Особенно в перспективе 20-30 лет, когда сам автор лично уже не сможет контролировать реализацию проекта.

«В 2009 году американский экономист Пол Ромер выдвинул концепцию чартерного города — модели урбанизации с особым правовым статусом, собственным уставом и высокой автономией. Концепция предлагается прежде всего для стран с быстрой урбанизацией для тестирования инновационных подходов в планировании и управлении, придания импульса экономическому развитию и повышения конкурентоспособности поселений».

В какой-то степени уже сегодня чартерными городами можно признать многие города-государства, такие как Сингапур или Дубай. Проекты таких городов реализуются в Индии, Гондурасе, есть примеры и в США. Для запуска проекта чартерного города важно доверие властей, государственно-частное партнерство, ответственное отношение вовлеченных частных компаний и горожан.

Звучит очень актуально для российских проектов новых городов. В стратегии пространственного развития России до 2036 года зафиксировано понятие Нового экспериментального населенного пункта, «в котором реализуются новые подходы в сфере демографии, жилищного строительства, экономического, научно-технологического развития и иных сферах». Причем про инновации в управлении ничего не сказано.

Возможно ли создать экспериментальный населенный пункт в существующей системе, не переосмыслив взаимоотношения горожан, землевладельцев, бизнеса и различных уровней власти? Скорее всего, для этого понадобятся новые модели управления и присвоения города. Возможно, федеральному законодателю пора задуматься о формировании правовой базы российских чартерных городов – немножко ослабить рамку единообразия и вертикали, закрепив в правовом поле право на эксперимент.

Картинки или проекты?

Для нового города маловато одного желания, бесконечных лоббистских и финансовых возможностей – еще нужны знания и умения. Их пока явно не хватает. Сегодня большинство градосозиздателей после заключения стратегического соглашения с властями региона начинают «проект» с дюжины картинок, часто сгенерированных ИИ, или с вброса масштабных цифр о десятках тысяч жителей и триллионных затратах. Внимание прессы обеспечено, и кажется, что успешный проект уже стартовал. Стоит ли задумываться об экономической основе города, его роли в системе расселения, коммунальной и инженерной инфраструктурах, вписывании дорожной сети в систему федеральных и региональных дорог и прочих скучных прагматических вещах? Достаточно показать волшебную архитектуру и лоббировать господдержку.

Иллюстрации, сгенерированные нейросетью MidJourney по запросу «архитектура и устройство нового города в России, спроектированного специально для благополучной жизни семей с детьми»
Иллюстрации, сгенерированные нейросетью MidJourney по запросу «архитектура и устройство нового города в России, спроектированного специально для благополучной жизни семей с детьми»
Иллюстрации, сгенерированные нейросетью MidJourney по запросу «архитектура и устройство нового города в России, спроектированного специально для благополучной жизни семей с детьми»

Однако ИИ пока не научился согласовывать и утверждать изменения в генеральном плане, переводить землю сельхозназначения в земли населенного пункта, выбивать лимиты на подключение инженерных сетей и бюджетное финансирование на строительство инфраструктуры. И потому часто дальше красивых картинок новые города не продвигаются.

Примеры? Проект поселения Городец близ Костромы ведет свою историю с 2008 года. У него есть сайт, страница в ВК, мастер-план, яркий пиар и поддержка лоббистов. При этом за 17 лет девелопер не смог перевести сельхозземли в населенный пункт.

«Насколько же реальны планы строительства новых городов в сегодняшней ситуации высокой ключевой ставки, резкого сокращения ипотечного кредитования, и – главное – при нашей демографии? Авторы и сторонники новых городов не любят подобных острых вопросов».

В отличие от периода великих советских строек и освоения нефтегазоносных регионов Сибири, когда переезд в новый город предоставлял возможности карьерного роста и серьезного заработка, сегодня новые города рассчитывают, что их горожане будут в первую очередь тратить свои деньги на приобретение жилья и жизненных комфорт, зарабатывая их «экстерриториальными» способами – например, на «удаленке».

Однако количество таких потенциальных «новых горожан» внутри России сократилось. Мы также не можем рассчитывать на заметный рост притока жителей и финансов из дружественных стран ближнего круга. Остались немногочисленные инвесторы, которые традиционно в неспокойные времена пытаются пристроить свои средства в недвижимости, да молодые семьи, для которых пока еще действует льготная ипотека. И еще два стратегических региона, которые заинтересованы в прекращении оттока населения, не говоря уже о его росте, — Дальний Восток и Арктика (там действует другая, еще более льготная ипотека с очень привлекательными условиями). Для старта серьезных проектов — условия довольно зыбкие и полные рисков.

Фото: Александр Антонов
Земельный участок, на котором планируется построить спутник Светлогорска — город Лукомор’е

С другой стороны, в России города нужны. Плотность городской сети в стране явно недостаточна. Оставляя приоритет за развитием существующих малых городов, несложно найти локации и даже экономическую целесообразность для пары десятков новых точек урбанистического роста в разных регионах страны. Население для них, конечно, сегодня найти тяжелее, но здесь тоже, вероятно, могут быть механизмы, о которых стоит поразмышлять отдельно.

Однако на поверку выходит, что большинство новых городов по сути на звание самостоятельного города не претендуют. Они заявляются либо как города-спутники, либо и вовсе как отдельные окраинные жилые районы существующих городов. К примеру, автор одного из самых необычных по архитектуре новых урбанистических проектов L-Town Василий Курбацких говорит, что в основе его города лежала задача, чтобы люди оставались в родном Челябинске, а не уезжали из него. L-таун позиционируется даже не как город-спутник, а как самодостаточный район мегаполиса, где все необходимое есть в пешеходной доступности (когда был задуман L-таун, концепция 15-минутного города еще только начинала свое триумфальное маркетинговое продвижение).

Чита-2 и Новая Майма (Горно-Алтайск), Южный (Санкт-Петербург) и «Арктика-парк» (Архангельск), воронежский «Солнечный» и томский «Элеонор Эмеральд Смарт Сити» – это, по большому счету, замаскированное расползание существующих мегаполисов и городов поменьше. Свидетельство неумения работать с существующей городской тканью. Какого-либо качественного вклада в развитие урбанизированной сети России эти новые города не дадут.

«Причина провалов большинства новых городов – это попытка действий в прагматичной бизнес-парадигме: купил землю – построил – распродал – ушел с деньгами. Но так можно построить одинаковые многоэтажные кварталы на окраинах, но не Город».

Одним из необходимых условий успеха нового города является креативный индивидуальный подход увлеченных людей, у которых по счастливому совпадению нашлись еще и деньги, чтобы оставить о себе память в будущих поколениях. Однако пока рано говорить о Доброграде, Иннополисе или L-тауне, и, тем более, о десятках проектов, которые пока на бумаге, как о состоявшихся успешных городах. Кто-то из них так и не дойдет до стадии строительства, кто-то уже последовательно реализуется в интересном направлении; но будет ли это направление конструктивным и успешным – покажут ближайшие 15-20 лет.

Поделиться
Подпишитесь на наш Телеграм канал и будьте в курсе последних новостей