Функция важнее дизайна: Лилия Гиззятова — об общественных пространствах Владивостока и не только

Функция важнее дизайна: Лилия Гиззятова — об общественных пространствах Владивостока и не только

В рубрике «Программный подход» продолжаем рассказывать о проектах выпускников лидерской программы Архитекторы.РФ. Сегодняшняя ее героиня — Лилия Гиззятова, выпускница программы 2020 года. Во Владивостоке и Приморье в целом реализуется масштабная программа по развитию общественных пространств, и Лиля как ее непосредственный участник рассказала нам о самых интересных проектах, особенностях работы на Дальнем Востоке, реализации мастер-плана Владивостока, а также разнице в подходах по сравнению с родной ей Казанью. 


Департамент реализации потенциала территорий как центр компетенций по общественным пространствам

Официально моя должность называется «директор департамента реализации социально-экономического потенциала перспективных территорий в Инвестиционном Агентстве Приморского края». Но по сути наш департамент выполняет роль центра компетенций в сфере городского развития. Еще в 2018 году Минстрой России поставил задачу сформировать региональные команды специалистов, которые будут помогать муниципалитетам в этой сфере. В Приморском крае такой центр компетенцией тоже появился, но чтобы он заработал в полную силу, потребовалось распоряжение председателя краевого правительства Веры Щербины о создании нашего департамента. Это произошло в 2024 году.

Основная задача центра – разработка методических рекомендаций, сопровождение муниципалитетов в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды малых городов и исторических поселений, поддержка отдельных спецпроектов — например, создания одного из пяти филиалов Национального центра «Россия» на Спортивной набережной. Он должен открыться к концу 2025 года. Кроме того, мы курируем строительство экотроп и присматриваем за реализацией проектов мастер-плана.

Из Казани во Владивосток через «Архитекторы.РФ»

Меня пригласили во Владивосток в 2020 году сразу после третьего модуля лидерской программы «Архитекторы.РФ». Это был ее второй поток. После первого, еще во многом экспериментального, все уже целенаправленно шли получать новое образование и новый опыт. А еще мы попали на карантин и поэтому учились дольше других. У нас были и онлайн-модули, и поездки в Европу – Швецию, Данию. Сергей Чобан проводил для нас экскурсию по любимым улицам Гамбурга.

Были и неожиданные открытия. Помню, меня разочаровал Копенгаген. Да, авторская архитектура здесь уникальна, но все эти шедевры – какие-то совершенно отдельные объекты, воплощение эго того или иного архитектора, и одно эго явно конкурирует с другим. Мне не хватило среды, комплексного к ней подхода.

Когда начался региональный модуль программы, я поехала к себе в Казань, где работала с 2015 года вместе с Натальей Львовной Фишман. Я рассказывала коллегам в том числе о собственном проекте – «Восстановлении системы озер Лебяжье». Это сразу четыре озера в границах города: Малое, Большое, Сухое и Светлое. Из-за высокой антропогенной нагрузки они обмелели, и нужно было их наполнить водой заново. Одновременно мы расчистили дно, углубили его, уложили трехслойные маты из глины. Потом вернули вынутый исторический грунт, который удалось сохранить в спящем состоянии. За три с небольшим года экосистема была восстановлена.

Лилия Гиззятова

директор департамента реализации социально-экономического потенциала перспективных территорий в Инвестиционном Агентстве Приморского края 

© Лилия Гиззятова
© Лилия Гиззятова
© Лилия Гиззятова
© Лилия Гиззятова

«Функция важнее дизайна»: о комплексном подходе

Комплексность и системность – важнейшие особенности территориального развития в Татарстане. Управленческая модель Казани – та же, что и для Республики в целом. Другая особенность – функциональный подход: мы выясняем, где и какие функции действительно нужны людям, а как будут выглядеть элементы благоустройства не обсуждаем вообще, иначе можно утонуть во вкусовщине. И потом, с функциями тоже разобраться непросто. Сужу по опыту: ни один из тех, кто на сессиях по вовлечению настаивал на устройстве площадки для йоги, потом так и не пришел на занятия. Еще всем хочется получить сухой фонтан, но мало кто задумывается о сложностях его содержания.

На Дальнем Востоке города в большей степени самостоятельны и могут спорить с центром. И при работе с жителями приходится пока еще специально оговаривать, что дизайн элементов благоустройства мы не обсуждаем, только функции. Но раньше я работала в основном в самом Владивостоке, а теперь переключаюсь уже на все Приморье в целом, пытаюсь масштабировать свой казанский опыт.

«Рельефный пресс»: особенности приморского благоустройства

Если говорить про особенности именно Владивостока, влияющие на нашу работу, — то прежде всего, у нас очень агрессивная водная среда. Климат муссонный, поэтому дожди тут обычно залповые, когда в течение нескольких часов может выпасть чуть ли не годовая норма осадков, характерная для регионов с умеренным климатом. Как бы хороша ни была ливневка, в какой-то момент все равно возможно подтопление. Соленый и влажный морской воздух быстро разъедает металл. Посмотришь иной раз на фонарь – вроде нарядный, хорошо покрашен. Но стоит поскрести краску, как под ней обнаруживается ржавчина.

Проект по восстановлению системы озер Лебяжье в Казани
© Лилия Гиззятова
Благоустройство сопки Бурачка во Владивостоке, арх. Bricks

Приморье – это еще и активный рельеф, повсюду сопки. Постоянно приходится думать об устройстве подпорных стенок, укреплении склонов и так далее. Для покрытия дорожек в парках мы широко используем бетон, правда, разработанный по собственным технологиям – более прочный и влагоустойчивый, более вязкий и тягучий, с пластификаторами. На склоне обычный бетон просто потечет.

© Лилия Гиззятова
Благоустройство сопки Бурачка во Владивостоке, арх. Bricks

Среди местных его производителей я бы отметила проектно-производственную мастерскую Concrete Jungle. Мы вообще стараемся плотнее работать именно с локальными производствами и архитектурными бюро. Некоторые развивались вместе с нами. Например, бюро Bricks принимало активное участие в проекте парка на сопке Бурачка. Это наш первый городской парк на сопке. Он вошел в федеральный рейтинг лучших практик благоустройства. Его посещает до 3 млн человек в год, что немало для менее чем 600-тысячного Владивостока.

© Лилия Гиззятова
Благоустройство сопки Бурачка во Владивостоке, арх. Bricks

Среди молодых архитектурных бюро стоит упомянуть и F5: ребята разрабатывают уникальные решения для городской среды. Но Concrete Jungle – наш самый крупный игрок. Сейчас мы вместе занимаемся развитием территории Торфяного озера возле бухты Патрокл со строительством нового жилого района. Это меценатский проект. Его поддерживает Дмитрий Алексеев, совладелец и президент группы компаний DNS. В свое время он поддержал и благоустройство Нагорного парка.

«Город на семи сопках»: о реализации мастер-плана Владивостока

В городе на сегодня определено семь ключевых сопок. На трех уже сделаны парки или видовые площадки, остальные появятся как раз в рамках реализации мастер-плана Владивостока, где утверждено развитие 14 общественных пространств.

© Лилия Гиззятова
Благоустройство дворов в районе улицы Окатовая во Владивостоке

Крупные объекты благоустройства нам помогает делать Минвостокразвития России. Кроме того, у них есть программа «1000 дворов Дальнего Востока». В рамках этой программы мы научились делать небольшие локальные парки и скверы, объединяя дворы в кластеры. Среди самых востребованных на сегодня могу отметить парк «Солнышко» на ул. Русская, сквер на Окатовой, включенный в федеральный рейтинг лучших практик благоустройства, и сквер на Успенского. Все они были реализованы в 2022 году. Это наш самый ударный год в плане «быстрых побед». Сегодня мы занимаемся пространствами, требующими более длительной работы.

Один из важнейших мегапроектов мастер-плана – водный фасад Владивостока. Это 40 км непрерывной набережной вдоль Амурского и Уссурийского заливов. Формирование такого фасада тесно связано с крупными проектами КРТ, так что значительная часть работы ляжет на плечи девелоперов. Хасанский район Приморья попал в проект ВЭБ.РФ «Пять морей и озеро Байкал», и в бухте Алеут Японского моря появится новый курорт. В черте города планируется сформировать новую ООПТ – парк Муравьева-Амурского, который разместится сразу на континентальной части Владивостока и на острове Русский с его мысами Вятлина и Тобизина, популярными у горожан и гостей города.

© Лилия Гиззятова
Благоустройство дворов в районе улицы Окатовая во Владивостоке

Любопытно, что как и у многих городов на Волге — например, той же Казани, — во Владивостоке водный фронт отрезан от остальной территории железной дорогой. Перекрыть пути практически невозможно, грузы идут все время. Но и решать проблему как-то нужно.

Что касается центральных набережных, то какие-то участки здесь точно будут насыпные. У команды КБ «Стрелка», которая делала мастер-план Владивостока, были новаторские проекты по частичному перекрытию железнодорожных путей в районе порта. Это очень смело. Я пока не знаю подобных примеров в современной России.

«Где Пушкин?», или Жизнь важнее всего

Еще в 2015 году у нас планировка любого парка представляла собой две пересекающихся диагонали с кругом посередине. Пространство формировали не через функцию, а через внешний вид. Но как только начали отвечать на вопросы «Зачем?» и «Для кого это нужно?», стало само расти и качество реализации проектов. Даже в селах сегодня появляются общественные пространства не хуже, чем в Москве.

Я начала работу во Владивостоке в Дирекции общественных пространств. Пришлось иметь дело с уже благоустроенным сквером Пушкина. Там долгое время стоял памятнику поэту работы скульптора Михаила Аникушина. В 2009 году началось строительство моста через бухту Золотой Рог. Памятник демонтировали, тем более что опора моста пришлась точно на то самое место, где он был установлен. Монумент отправили на ответственное хранение в трамвайное депо на улице Борисенко. В общем, «солнце русской поэзии» скрылось из глаз.

В 2020 году мы, такие молодые и дерзкие, устроили небольшой фестиваль в этом сквере под названием «Где Пушкин?». Выступить могли все, подавшие заявку. Мы просто подключали звук. Это было ковидное лето, все должны были носить маски, но людей все равно приходило множество. Именно тогда я убедилась, что важнее всего запустить жизнь в общественных пространствах. Это важнее всего, в том числе и дизайна. Жаль, правда, что Пушкина до сих пор так и не вернули, хотя сотрудники трамвайного депо присматривают за ним очень бережно и внимательно.

Подпишитесь на наш Телеграм канал и будьте в курсе последних новостей