Креативная интервенция: минимум вмешательства – максимум комфорта

Креативная интервенция: минимум вмешательства – максимум комфорта

14 мая 2025
Интервью: Анна Евстигнеева

Фестиваль и архитектурный конкурс «Тактический урбанизм как инструмент развития территорий» запускают в Пензе в конце весны. Екатерина Удалова, руководитель Центра развития креативных индустрий Пензенской области, организатор и идейный вдохновитель фестиваля, рассказывает о принципах работы Центра и об актуальности тактического урбанизма в регионе с дефицитом людей и финансов. 

Работать с тем, что есть

Наш центр существует с 2022 года. Это государственная организация, которая является частью проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес». Наша задача – развитие креативного предпринимательства и креативных индустрий. Мы занимаемся образованием, разработкой мер поддержки, работой с сообществом, а также выступаем проектным офисом. Единственное, чем мы отличаемся, наверное, от многих, кто занимается креативными индустриями в стране, — так это тем, что мы все делаем сами, без привлечения посредников, организаторов и т.д.

Также важный нюанс: мы идем от запроса, а не навязываем свои предложения. Если местным предпринимателям не хватает каких-то компетенций, например, по маркетингу, то сами формируем обучающую программу, ее контент, временную рамку и приглашаем соответствующих экспертов… А так как регион у нас не очень большой, то за три года мы уже перезнакомились со всеми местными активными предпринимателями, находимся с ними в самом тесном контакте и в курсе всех их проблем. Помогаем им и с получением возможных субсидий.

Дело в том, что экономическая ситуация в Пензенской области не самая лучшая. Остро ощущается отток людей и, соответственно, денег. По неофициальной статистике, 70% выпускников школ уезжают в другие города, а крупные производители уходят в более столичные регионы, где есть больше экономических преференций. И одна из наших задач — стараться остановить отток, сделать регион привлекательным, вовлечь предпринимателей, местное население и экспертное сообщество в жизнь города и региона, чтобы сделать ее лучше и интересней.

Екатерина Удалова

руководитель Центра развития креативных индустрий Пензенской области

© Центр развития креативных индустрий Пензенской области

Инструментарий

Так мы стали проводить событийные мероприятия, среди которых «Дизайн-резиденция», гастрономический фестиваль, неделя моды «Знай Пензу», музыкальный фестиваль «Дифракция звука».

И оказалось, что такие проекты в наших условиях – самый эффективный инструмент вовлечения и развития креативных индустрий, потому что сразу же подтягиваются смежные сферы: туризм, ритейл, да и сами горожане, которые, в целом, вообще ни во что не вовлечены и, на первый взгляд, индифферентны ко всему происходящему.

На первом фестивале моды у нас было представлено 50 местных брендов – мало кто знал, что они вообще существуют в таком количестве.

Все мероприятия по региональным меркам у нас очень высокого уровня, они общественные, некоммерческие. Наш Центр берет на себя всю организацию, необходимую застройку и рекламу. То есть все наши мероприятия — это мера поддержки для предпринимателей.

© Центр развития креативных индустрий Пензенской области

Стратегия и тактика

Надо признать, что городская среда в нашем городе, как и во многих других городах, оставляет пока желать лучшего. Вот я прихожу вечером домой после работы — и мне даже выйти некуда: просто погулять или посидеть где-нибудь. Есть, конечно, отреставрированный центр, но из центра вышел – и больше нет ничего… Проблему все признавали и признают, но до недавнего времени не знали, как подступиться к ее решению. И вот у нашего Центра появилась идея изменений городской среды через краткосрочные, недорогие и легко масштабируемые интервенции. Так возникла тема тактического урбанизма, и уже в этом году мы решились провести первый фестиваль «Тактический урбанизм как инструмент развития территорий», который затрагивает интересы всех целевых групп: горожан, предпринимателей, архитектурного сообщества и представителей власти.

Первыми нас поддержало руководство местного колледжа архитектуры и строительства. Колледж предложил идею конкурса на малые архитектурные формы, всего три объекта (арт-объект «Место встречи», городская мебель, уличные качели). К участию решили пригласить студентов не только колледжей, но и вузов, профессиональных архитекторов и даже народных архитекторов, то есть всех желающих. Для реализации лучших проектов победителей привлекаем местных девелоперов, которые и сформировали техническое задание на конкурс как партнеры фестиваля.

Для просвещения горожан мы подключаем дружественные общественные организации, которые планируют интересную образовательную программу про городскую среду в формате подкастов. Запланированы также открытые лекции и кинопоказы по теме.

А местная архитектурная мастерская «ЕЛЬ» вместе с жителями будет придумывать и реализовывать разные решения по благоустройству дворов в формате «тактического урбанизма».

В заключительной части фестиваля мы планируем провести паблик-ток с представителями ДОМ. РФ для региональных органов власти, чтобы обсудить, как тактический урбанизм от инициативы на низовом уровне способен перерасти в некую федеральную программу, которую реально масштабировать на другие регионы со схожими проблемами, когда «нет денег и нет людей».

Задача максимум нашего фестиваля – сформировать региональный стандарт «минимальной» комфортной среды, который можно реализовывать силами горожан, креативных предпринимателей и местных властей с помощью незначительных интервенций.

© Центр развития креативных индустрий Пензенской области
© Центр развития креативных индустрий Пензенской области
© Центр развития креативных индустрий Пензенской области
© Центр развития креативных индустрий Пензенской области
© Центр развития креативных индустрий Пензенской области
© Центр развития креативных индустрий Пензенской области
Подпишитесь на наш Телеграм канал и будьте в курсе последних новостей