ОПР (Объемно-пространственный регламент)

ОПР (Объемно-пространственный регламент)

17 марта 2025

Объемно-пространственный регламент (ОПР) — преобразование застроенных территорий, расположенных в административных границах городов, происходит при помощи градостроительных регламентов. При этом объемно-пространственные и архитектурные параметры застройки обычно не регламентируются. Однако без этого невозможно архитектурно увязать между собой объекты, создаваемые на земельных участках, принадлежащих разным собственникам, а значит, невозможно и обеспечить качественную городскую среду. Чтобы сформулировать детальные объемно-пространственные требования к отдельным территориям города, Стандарт предлагает внедрение нового инструмента — объемно-пространственного регламента. 

Примером ОПР могут служить проекты, разработанные ДОМ.РФ для Владивостока, Калининграда, Саратова, Сергиева Посада и города Свободного.

Цели и задачи ОПР

Объемно-пространственный регламент детализирует требования к отдельным территориям города в зависимости от их типа, местоположения, морфологии застройки, наличия объектов историко-культурного наследия и других факторов. Цель ОПР — создать условия для формирования поступательного, предсказуемого и прозрачного развития комфортной и жизнестойкой городской среды. 

Основные задачи ОПР

1. Создание сомасштабной человеку городской среды.

Для этого нужно:

  1. упорядочить габариты и пропорции застройки;
  2. упорядочить габариты и пропорции открытых пространств

2. Повышение привлекательности облика города.

Для этого нужно:

  • упорядочить фронт застройки улиц, скверов, площадей;
  • разработать меры, стимулирующие визуальное разнообразие застройки;
  • согласовать требования ОПР с другими документами, определяющими облик города, — нормативами благоустройства, дизайн-кодами и пр.

3. Создание условий для многофункционального и гибкого использования территорий и объектов капитального строительства.

Для этого нужно:

  • обеспечить по возможности сочетание максимально разнообразных функций внутри каждой территориальной зоны и каждого земельного участка;
  • разработать требования к фасадам и нижним этажам зданий вдоль красных линий элементов УДС, в первую очередь на главных улицах, позволяющие размещать во встроенных и пристроенных помещениях объекты социальной и коммерческой инфраструктуры;
  • предусмотреть возможности для появления общественно-деловых объектов среди жилой застройки.

4. Обеспечение сбалансированного развития застроенных территорий.

Для этого нужно:

  • разработать исчерпывающие требования к планировочным, объемно-пространственным и архитектурным характеристикам земельных участков, зданий и сооружений, позволяющие произвести предварительное моделирование застройки, рассчитать ее технико-­экономические показатели, учесть допустимые нагрузки на транспортную, инженерную, социальную инфраструктуру;
  • продумать требования, которые предотвратят диссонирующую ­застройку.

5. Создание условий для дальнейшего развития территорий.

Для этого нужно:

  • предусмотреть четкие требования к получению разрешения на отклонение от предельных параметров и прозрачную процедуру выдачи такого разрешения;
  • разработать механизмы, позволяющие стимулировать застройщиков и правообладателей земельных участков и объектов недвижимости к созданию объектов общественной инфраструктуры (транспортной, социальной, инженерной) или принятию мер по сохранению объектов культурного наследия в обмен на разрешение на отклонение от предельных параметров.

ОПР, утверждаемый в составе градостроительных регламентов ПЗЗ, регулирует объемно-пространственные характеристики городской среды. Градостроительный кодекс не ограничивает перечень параметров, регулируемых ПЗЗ, и позволяет бесконечно детализировать обязательные к соблюдению критерии. Размер территорий, для которых разрабатывается ОПР, может быть равен как одной планировочной единице — кварталу или микрорайону, — так и целому району города. Важно, что ОПР предназначен прежде всего для территорий с рядовой застройкой жилого или многофункционального назначения, составляющей основу городской ткани. Он не затрагивает уникальные объекты по индивидуальным проектам.

Параметры ОПР могут определяться тремя способами: 

  1. в результате проектно-аналитической работы по разработке Концепции ОПР, 
  2. в составе мастер-плана территории, 
  3. на основе наличия на территории предмета охраны исторического поселения, достопримечательного места, объектов культурного наследия; требования к градостроительным регламентам в этом случае определяются органами охраны объектов культурного наследия.

В Стандарте производится анализ и систематизация типов жилой застройки в российских городах и приводятся четкие рекомендации по разработке ОПР для каждого из них. Не менее важная часть — предложения по изменения в действующей нормативно-правовой базе: они необходимы, что возможности ОПР по максимум можно было использовать на практике. 

Порядок разработки ОПР

Фото © ДОМ.РФ

Регулируемые параметры

Помимо базовых компонентов ПЗЗ объемно-пространственный регламент вводит в практику российского градостроительного регулирования дополнительные группы параметров. Так, виды разрешенного строительства и предельные параметры разрешенного строительства ОПР увязывает с размерами и пропорциями карталов, архитектурными параметрами застройки, размерами и видами использования открытых пространств, с которыми граничит территория. Для удобства ориентации все регулируемые параметры разделены на семь тематических групп, которые позволяют постепенно переходить от общего к частному.

Фото © ДОМ.РФ
Фото © ДОМ.РФ
Фото © ДОМ.РФ

Параметры кварталов

Регулирование параметров кварталов в составе ОПР — стимулирующая мера. Она позволит ограничить строительство и реконструкцию на земельных участках в кварталах укрупненного размера более 5 га. Новое строительство на такой территории будет сопровождаться разработкой Проекта планировки и изменением планировочной структуры — формированием новых улиц и разукрупнением кварталов согласно установленным требованиям.

Фото © ДОМ.РФ

Параметры земельных участков

Регулирование размеров земельных участков нацелено на стимулирование разнообразия застройки и сохранение характера сложившейся планировочной структуры территории. Так, участки небольшой ширины способствуют повышению разнообразия уличного фронта и увеличению пешеходной активности. Параметр глубины может быть включен в регламент в случаях, когда необходимо стимулировать разукрупнение участков с большой глубиной. А фиксация максимального значения площади земельного участка препятствует объединению участков для строительства крупных объектов, несомасштабных сложившейся среде.

Фото © ДОМ.РФ

Параметры расположения объектов на участке

Группа параметров ограничивает размещение на участке зданий, вспомогательных сооружений и функциональных зон — озеленения, мощения и автостоянок. Основная цель регулирования расположения объектов — формирование привлекательного уличного фронта. Для этого устанавливаются максимальная ширина участка, линия застройки, отступы объектов вспомогательного использования и плоскостных автостоянок от красной линии.

Кроме того, параметры этой группы помогают организовать комфортное пространство двора: регламентируются глубина застройки, ограничения размеров плоскостной автостоянки, доля озеленения и процент застроенности.

Фото © ДОМ.РФ

Параметры уличного фронта

Уличный фронт составляют фасады зданий, обращенные на улицу, их отдельные элементы (балконы, эркеры, ограды, козырьки, крыльца, ступени, пандусы, веранды etc.), а также связанные с фасадами элементы благоустройства. Уличный фронт можно разделить на две части: активную зону примыкания улицы к фасадам застройки на уровне первого этажа и оставшуюся зону фасадной стены выше уровня первого этажа. Поскольку одна из основных задач объемно-пространственного регламента — повышение пешеходной привлекательности улиц, для зоны уличного фронта на уровне первых этажей предлагается наиболее детальный перечень параметров. Регламент регулирует частоту и ориентацию входов, параметры и типологию выступающих частей здания, высоту ограждений и пр. В рамках ОПР может быть разработан целый каталог решений для уличного фронта.

Фото © ДОМ.РФ
  1.  Выступ консольных элементов здания за красную линию (max), м
  2. Высота просвета между консольно выступающими элементами здания и поверхностью емли (min), м
  3. Доля плоскости выступающих элементов фасада (max), %
  4. Выступ частей здания на уровне земли за красную линию (max), м
  5. Уровень входа первого этажа (max), м
  6. Шаг входов в жилые и коммерческие помещения (min), м
  7. Отступ первых этажей от линии застройки (min/max), м
  8. Высота ограждений (max), м
  9. Ориентация входов в жилые дома
  10. Доля остекления фасадов первых этажей (min), %
Фото © ДОМ.РФ

Функциональные параметры застройки

Устанавливая требования к объемно-пространственным характеристикам городской среды, ОПР обеспечивает условия для легкой смены функционального назначения зданий и помещений. Для этого регламент ограничивает площадь помещений, предназначенных для того или иного вида разрешенного использования, вводит требования относительно их расположения и устанавливает минимальную долю смешанного использования территории.

1. Процент смешанного использования территории (мин.), %

2. Ограничения площади помещений (макс.), м²

3. Требования к размещению видов разрешенного использования на участке или в здании.

Согласование параметров уличного фронта и типов открытых пространств

Значения некоторых объемно-пространственных параметров застройки могут зависеть от типа примыкающего открытого пространства —улицы, площади, парка, набережной. В первую очередь это касается группы параметров, регулирующих уличный фронт.

Местный парк

  • Главное рекреационное пространство микрорайона/района, предназначенное для различных форм отдыха. 

Сквер

  • Небольшая озелененная территория общего пользования, окруженная жилой застройкой, для кратковременного отдыха и транзитного движения пешеходов.

Линейный парк

  • Озелененная территория для пешеходного и велосипедного передвижения по микрорайону. 

Вход в природную территорию

  • Обустроенный участок природной территории в черте города, предназначенный для отдыха местного населения.

Главная площадь

  • Расположена в месте концентрации основных потоков людей. 

Местная площадь

  • Сформирована улицами и прилегающей застройкой. Основные пользователи — местные жители, сотрудники соседних офисов. 

Рекреационная площадка

  • Небольшая территория, предназначенная для кратковременного отдыха жителей близлежащих домов и офисов. 

Транспортная площадь

  • Расположена на пересечении главных или соединяющих улиц и со всех сторон сформирована проезжей частью.

Природная набережная

  • Природная территория вдоль берега водоема с естественной береговой линией без дополнительного укрепления.

Городская набережная

  • Территория вдоль берега водоема с укрепленными берегами.

Главная улица

  • Улица с высоким уровнем транспортной, велосипедной, пешеходной активности и, как правило, значительной долей объектов коммерческой инфраструктуры. 

Соединяющая улица

  • Улица в жилой застройке, по которой проходят основные маршруты автомобильного и общественного транспорта. Соединяет жилые кварталы с центром микрорайона. 

Местная улица

  • Тихая улица с низкой интенсивностью движения транспорта, на которую выходит в основном жилая застройка. 

Пешеходная улица

  • Целиком отдана пешеходам и используется для прогулок и досуга. 
Вывод:

Задача объемно-пространственного регламента – дать городским властям и планировщикам инструмент формирования качественной городской среды даже в условиях большого числа правообладателей земельных участков, множества форм собственности и необходимости учесть интересы разных застройщиков. При этом возникают четкие, понятные и гибкие правила игры, которые позволят всем участникам развивать территорию и планировать свою деятельность, не затрагивая интересы других.

Подпишитесь на наш Телеграм канал и будьте в курсе последних новостей